Скрипт linux создает и добавляет пользователя. Пишем скрипты в Linux (обучение на примерах). Запуск PPP на серверной стороне моединения

Для написания простого скрипта на bash , нам потребуется выполнить следующие простые действия:

Как это все работает:

первая строка нашего скрипта #!/bin/bash крайне необходима, для того, чтобы наш скрипт успешно выполнился.

вторая строка mkdir testdir создает каталог testdir

третья строка cd testdir позволяет перейти в созданный каталог testdir

команда touch в следующей строке touch file1 file2 file3 создает три файла

и последняя команда в строке нашего скрипта ls -al позволяет вывести на экран содержимое текущего каталога, в котором, благодаря предыдущей строке, появилось три пустых файла.

Как мы видим, в нашем простом скрипте все команды начинаются с новой строки. Каждая строка при запуске скрипта, последовательно выполняет свою работу, совершая те или иные действия.

Если вы ежедневно выполняете цепочку каких-либо одинаковых команд (с постоянными параметрами) в Linux, то возможно вам имеет смысл написать такой же простой скрипт на bash , который позволит вам сэкономить ваше время и автоматизировать вашу работу.

Пишем скрипты в Linux (обучение на примерах)

———————————————————————————-

1. Введение

Что нужно, чтобы писать скрипты
Владение инструментами командной строки и их необходимыми опциями.
Базовые знания английского языка уровня начальной школы не помешают.

Зачем нужны скрипты
Во-первых, администрирование linux-сервера в той или иной степени сводится к систематическому выполнению одних и тех же команд. Причем не обязательно, чтобы эти команды выполнял человек. Их можно запрограммировать на выполнение машиной.
Во-вторых, даже просто выполнение обычной задачи, которая (вдруг) составляет 20-1000… однообразных операций ГОРАЗДО проще реализовать в скрипте.

Что такое скрипт
Скрипт — набор инструкций, которые должен в определенном порядке и в определенное время выполнить компьютер. Инструкциями могут быть как внутренние команды оболочки (циклы, условия, обработка текстовой информации, работа с переменными окружения и прочее), так и любая программа, выполняемая нами в консоли с необходимыми параметрами.

Как писать скрипт
В нашем случае скрипт будет представлять из себя текстовый файл с атрибутами выполнения. Если файл сценария начинается с последовательности #!, которая в мире UNIX называется sha-bang, то это указывает системе какой интерпретатор следует использовать для исполнения сценария. Если это трудно понять, то просто запомните, что все скрипты мы будем начинать писать именно со строчки #!/bin/bash или #!/bin/sh, а далее пойдут команды и комментарии к ним.

Напутствие
Я Вам искренне советую писать как можно больше комментариев чуть ли ни к каждой строчке в скрипте. Пройдет время и Вам понадобится изменить или модернизировать написанный когда-то скрипт. Если не помнишь или не понимаешь, что написано в скрипте, то становится сложно его изменять, проще писать с нуля.

Какие скрипты могут нам понадобиться:

    устанавливающий правила файервола при загрузке системы.
    выполняющий backup настроек и данных.
    добавляющий почтовые ящики в почтовый сервер (точнее в базу mysql)
    запускающий в определенное время (лучше каждую ночь) программу, которая сканирует логи прокси-сервера и выдает удобный web-отчет по количеству скачанного трафика.
    отправляющий нам на почту информацию о том, что кто-то получил доступ к нашему серверу по ssh, время подключения и адрес клиента.

О методике написания скриптов
Создаем текстовый файл, редактируем его, устанавливаем права на выполнение, запускаем, смотрим ошибки, исправляем, запускаем, смотрим ошибки…
Когда все вылизано и работает правильно, ставим его в автозагрузку либо в планировщик на определенное время.

———————————————————————————-

2. Обучение написанию сценариев на внутреннем языке BASH
оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial

Это руководство предполагает отсутствие предварительных знаний о методике написания сценариев (далее скриптов) с помощью внутреннего языка Bash. С помощью данного руководства вы обнаружите в скором времени, что написание скриптов очень простая задача. Давайте начнем наше обучение с простого сценария, выполняющего вывод строки «Hello World!» (в перев. с англ. — Всем привет!)

1. Сценарий «Всем привет»
Вот ваш первый пример bash-скрипта:

#!/bin/bash
echo «Hello World»

Переходим в директорию, содержащую наш файл hello_world.sh и делаем его исполняемым:

Код: Выделить всё $ chmod +x hello_world.sh

Запускаем скрипт на выполнение

Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh

2. Простой архивирующий bash-скрипт

#!/bin/bash
tar -czf myhome_directory.tar.gz /home/user

Код: Выделить всё $ ./backup.sh

$ du -sh myhome_directory.tar.gz
41M myhome_directory.tar.gz

3. Работа с переменными
В данном примере мы объявляем простую переменную и выводим её на экран с помощью команды echo

#!/bin/bash
STRING=»HELLO WORLD!!!»
echo $STRING

Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh
HELLO WORLD!!!

Наш архивирующий скрипт с переменными:

#!/bin/bash
OF=myhome_directory_$(date +%Y%m%d).tar.gz
IF=/home/user
tar -czf $OF $IF

Код: Выделить всё $ ./backup.sh
tar: Removing leading "\" from member names
$ du -sh *tar.gz
41M myhome_directory_20100123.tar.gz

3.1 Глобальные и локальные переменные

#!/bin/bash
# Объявляем глобальную переменную
# Такая переменная может использоваться в любом месте этого скрипта
VAR=»global variable»
function bash {
# Объявляем локальную переменную
# Такая переменная действительна только для функции, в которой её объявили
local VAR=»local variable»
echo $VAR
}
echo $VAR
bash
# Обратите внимание, что глобальная переменная не изменилась
echo $VAR

Код: Выделить всё $ ./variables.sh
global variable
local variable
global variable

4. Передаем аргументы в скрипт

#!/bin/bash
# Используйте предопределенные переменные для доступа к аргументам
# Выводим аргументы на экран
echo $1 $2 $3 ‘ -> echo $1 $2 $3’

#Мы так же можем получить доступ к аргументам через специальный массив args=(«$@»)
# Выводим аргументы на экран
echo ${args} ${args} ${args} ‘ -> args=(«$@»); echo ${args} ${args} ${args}’

# Используйте переменную $@ для вывода всех аргументов сразу
echo $@ ‘ -> echo $@’

Используйте переменную $# для вывода количества переданный в скрипт аргументов
echo Number of arguments passed: $# ‘ -> echo Number of arguments passed: $#’

Код: Выделить всё $ ./arguments.sh Bash Scripting Tutorial
Bash Scripting Tutorial -> echo $1 $2 $3
Bash Scripting Tutorial -> args=("$@"); echo ${args} ${args} ${args}
Bash Scripting Tutorial -> echo $@
Number of arguments passed: 3 -> echo Number of arguments passed: $#

5. Выполнение в скрипте команд оболочки

#!/bin/bash
# используйте обратные кавычки » ` ` » для выполнения команды оболочки
echo `uname -o`
# теперь попробуем без кавычек
echo uname -o

Код: Выделить всё $ uname -o
GNU/Linux
$ ./bash_backtricks.sh
GNU/Linux
uname -o

Как видим, во втором случае вывелась сама команда, а не результат её выполнения

6. Читаем пользовательский ввод (интерактивность)

#!/bin/bash
echo -e «Hi, please type the word: \c »
read word
echo «The word you entered is: $word»
echo -e «Can you please enter two words? »
read word1 word2
echo «Here is your input: \»$word1\» \»$word2\»»
echo -e «How do you feel about bash scripting? »
# read command now stores a reply into the default build-in variable $REPLY
read
echo «You said $REPLY, I’m glad to hear that! »
echo -e «What are your favorite colours ? »
# -a makes read command to read into an array
read -a colours
echo «My favorite colours are also ${colours}, ${colours} and ${colours}:-)»

Код: Выделить всё $ ./read.sh
Hi, please type the word: something
The word you entered is: something
Can you please enter two words?
Debian Linux
Here is your input: "Debian" "Linux"
How do you feel about bash scripting?
good
You said good, I"m glad to hear that!
What are your favorite colours ?
blue green black
My favorite colours are also blue, green and black:-)

7. Использование ловушки

#!/bin/bash
# объявляем ловушку
trap bashtrap INT
# очищаем экран
clear;
# функция ловушки выполняется, когда пользователь нажимает CTRL-C:
# На экран будет выводиться => Executing bash trap subrutine !
# но скрипт будет продолжать выполняться
bashtrap()
{
echo «CTRL+C Detected !…executing bash trap !»
}
# скрипт будет считать до 10
for a in `seq 1 10`; do
echo «$a/10 to Exit.»
sleep 1;
done
echo «Exit Bash Trap Example!!!»

Код: Выделить всё $ ./trap.sh
1/10
2/10
3/10
4/10
5/10
6/10

7/10
8/10
9/10
CTRL+C Detected !...executing bash trap !
10/10
Exit Bash Trap Example!!!

Как видим, сочетание клавишь Ctrl-C не остановило выполнение скрипта.

8. Массивы
8.1 Объявляем простой массив

#!/bin/bash
# Объявляем простой массив с 4 элементами
ARRAY=(‘Debian Linux’ ‘Redhat Linux’ Ubuntu Linux)
# Получаем количество элементов в массиве
ELEMENTS=${#ARRAY[@]}

# выводим в цикле каждый элемент массива
for ((i=0;i<$ELEMENTS;i++)); do
echo ${ARRAY[${i}]}
done

Код: Выделить всё $./arrays.sh
Debian Linux
Redhat Linux
Ubuntu
Linux

8.2 Заполняем массив значениями из файла

#!/bin/bash
# Объявляем массив
declare -a ARRAY
# Команда exec # stdin (обычно это клавиатура), будет производиться из этого файла. Это дает возможность читать
# содержимое файла, строку за строкой, и анализировать каждую введенную строку с помощью sed и/или awk.
exec 10 let count=0

while read LINE <&10; do

ARRAY[$count]=$LINE
((count++))
done

echo Number of elements: ${#ARRAY[@]}
# Вывод значений массива
echo ${ARRAY[@]}
# закрываем файл
exec 10>&-

Код: Выделить всё $ cat bash.txt
Debian Linux
Redhat Linux
Ubuntu
Linux
$ ./arrays.sh
Number of elements: 4
Debian Linux Redhat Linux Ubuntu Linux

9. Условия «если-то-иначе»
9.1. Простое использование «если-иначе» условий
Обратите внимание на пробелы в квадратных скобках, без которых условие работать не будет.

#!/bin/bash
directory=»./BashScripting»

# проверяем наличие директории
if [ -d $directory ]; then
echo «Directory exists»
else
echo «Directory does not exists»
fi

Код: Выделить всё $ ./if_else.sh
Directory does not exists
$ mkdir BashScripting
$ ./if_else.sh
Directory exists

9.2 Вложенные «если-иначе» условия

#!/bin/bash
# Объявляем переменную со значением 4
choice=4
# Выводим на экран
echo «1. Bash»
echo «2. Scripting»
echo «3. Tutorial»

# Выполняем, пока переменная равна четырем
# Зацикливание
while [ $choice -eq 4 ]; do

# читаем пользовательский ввод
read choice
# вложенное «если-иначе» условие
if [ $choice -eq 1 ] ; then

echo «You have chosen word: Bash»

if [ $choice -eq 2 ] ; then
echo «You have chosen word: Scripting»
else

if [ $choice -eq 3 ] ; then
echo «You have chosen word: Tutorial»
else
echo «Please make a choice between 1-3 !»
echo «1. Bash»
echo «2. Scripting»
echo «3. Tutorial»
echo -n «Please choose a word ? »
choice=4
fi
fi
fi
done

Код: Выделить всё $ ./nested.sh
1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial

5

1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial
Please choose a word ?
4
Please make a choice between 1-3 !
1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial
Please choose a word ?
3
You have chosen word: Tutorial

Таким образом сначала тело цикла «while» выполняется, т.к. переменная choice изначально равна четырем. Потом читаем в неё пользовательский ввод, и если ввод не равен 1,2 или 3 то делаем нашу переменную снова равную 4, в связи с чем тело цикла повторяется (снова необходимо вводить 1,2 или 3).

10. Сравнения
10.1 Арифметические сравнения

Lt <
-gt >
-le <=
-ge >=
-eq ==
-ne !=

#!/bin/bash

NUM1=2
NUM2=2
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
else
echo «Values are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
Both Values are equal

#!/bin/bash
# Объявляем переменные с целочисленными значениями
NUM1=2
NUM2=3
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
else
echo «Values are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
Values are NOT equal

#!/bin/bash
# Объявляем переменные с целочисленными значениями
NUM1=2
NUM2=1
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
elif [ $NUM1 -gt $NUM2 ]; then
echo «$NUM1 is greater then $NUM2»
else
echo «$NUM2 is greater then $NUM1»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
2 is greater then 1

10.2 Символьно-текстовые сравнения

Одинаковые
!= не одинаковые
< меньще чем
> больше чем
-n s1 переменная s1 не пустая
-z s1 переменная s1 пустая

#!/bin/bash

S1=»Bash»

S2=»Scripting»
if [ $S1 = $S2 ]; then

else
echo «Strings are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./statement.sh
Strings are NOT equal

#!/bin/bash
# Объявляем символьную переменную S1
S1=»Bash»
# Объявляем символьную переменную S2
S2=»Bash»
if [ $S1 = $S2 ]; then
echo «Both Strings are equal»
else
echo «Strings are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./statement.sh
Both Strings are equal

11. Проверка файлов

B filename Block special file
-c filename Special character file
-d directoryname Check for directory existence
-e filename Check for file existence
-f filename Check for regular file existence not a directory
-G filename Check if file exists and is owned by effective group ID.
-g filename true if file exists and is set-group-id.
-k filename Sticky bit
-L filename Symbolic link
-O filename True if file exists and is owned by the effective user id.
-r filename Check if file is a readable
-S filename Check if file is socket
-s filename Check if file is nonzero size
-u filename Check if file set-ser-id bit is set
-w filename Check if file is writable
-x filename Check if file is executable

#!/bin/bash
file=»./file»
if [ -e $file ]; then
echo «File exists»
else
echo «File does not exists»
fi

Код: Выделить всё $ ls
file.sh
$ ./file.sh
File does not exists
$ touch file
$ ls
file file.sh
$ ./file.sh
File exists

Аналогично для примера мы можем использовать «в то время как» петли, чтобы проверить, если файл не существует. Этот сценарий будет спать, пока файл не существует. Обратите внимание на Bash отрицатель «!» что сводит на нет (инвертирует) -e опцию.

12. Циклы
12.1. Цикл For

#!/bin/bash
# for цикл
for f in $(ls /var/); do
echo $f
done

Запуск for-цикла из командной строки bash:

Код: Выделить всё $ for f in $(ls /var/); do echo $f; done Код: Выделить всё $ for f in $(ls /var/); do echo $f; done
backups
cache
crash
games
lib
local
lock
log
mail
opt
run
spool
tmp
www

12.2. While цикл

#!/bin/bash
COUNT=6
# while цикл
while [ $COUNT -gt 0 ]; do

let COUNT=COUNT-1
done

Код: Выделить всё $ ./while_loop.sh
Value of count is: 6
Value of count is: 5
Value of count is: 4
Value of count is: 3
Value of count is: 2
Value of count is: 1

12.3. Until цикл

#!/bin/bash
COUNT=0
# until цикл
until [ $COUNT -gt 5 ]; do
echo Value of count is: $COUNT
let COUNT=COUNT+1
done

Код: Выделить всё $ ./until_loop.sh
Value of count is: 0
Value of count is: 1
Value of count is: 2
Value of count is: 3
Value of count is: 4
Value of count is: 5

12.4. Циклы с неявными условиями
В следующем примере условием while-цикла является наличие стандартного ввода.
Тело цикла будет выполняться пока есть чему перенаправляться из стандартного вывода в команду read.

#!/bin/bash
# Данный скрипт будет искать и удалять пробелы
# в файлах, заменяя их на подчеркивания
DIR=».»
Управление циклом с командой read путем перенаправления вывода в цикле.
find $DIR -type f | while read file; do
# используем POSIX-класс [:space:] чтобы найти пробелы в именах файлов
if [[ «$file» = *[[:space:]]* ]]; then
# замена пробелов подчеркиваниями
mv «$file» `echo $file | tr ‘ ‘ ‘_’`
fi;
done

Код: Выделить всё $ ls -1
script.sh
$ touch "file with spaces"
$ ls -1
file with spaces
script.sh
$ ./script.sh
$ ls -1
file_with_spaces
script.sh

13. Функции

#!/bin/bash
# Функции могут быть объявлены в любом порядке
function function_B {
echo Function B.
}
function function_A {
echo $1
}
function function_D {
echo Function D.
}
function function_C {
echo $1
}
# Вызываем функции
# передаем параметр в функцию function A
function_A «Function A.»
function_B
# передаем параметр в функцию function C
function_C «Function C.»
function_D

Код: Выделить всё $ ./functions.sh
Function A.
Function B.
Function C.
Function D.

14. Оператор выбора — Select

#!/bin/bash
PS3=’Choose one word: ‘
# select
select word in «linux» «bash» «scripting» «tutorial»
do
echo «The word you have selected is: $word»
# Прерываем, в противном случае цикл будет бесконечный.
break
done
exit 0

Код: Выделить всё $ ./select.sh
1) linux
2) bash
3) scripting
4) tutorial
Choose one word: 4
The word you have selected is: tutorial

15. Оператор выбора — Case

#!/bin/bash
echo «What is your preferred programming / scripting language»
echo «1) bash»
echo «2) perl»
echo «3) phyton»
echo «4) c++»
echo «5) I do not know !»
read case;
# простая структура case-выбора
# обратите внимание, что в данном примере $case — всего лишь переменная
# и не обязана так называться. Это лишь пример
case $case in
1) echo «You selected bash»;;
2) echo «You selected perl»;;
3) echo «You selected phyton»;;
4) echo «You selected c++»;;
5) exit
esac

Код: Выделить всё $ ./case.sh
What is your preferred programming / scripting language
1) bash
2) perl
3) phyton
4) c++
5) I do not know !
4
You selected c++

———————————————————————————-

Более подробную информацию можно получить из различных источников, например отсюда
оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial
https://ruslandh.narod.ru/howto_ru/Bash-Prog-Intro/
https://bug.cf1.ru/2005-03-17/programmin … -book.html

https://ubuntologia.ru/forum/viewtopic.php?f=109&t=2296

Если Вы ещё не знаете про pCloud, то можете почитать .

PCloud для Linux предлагает приложение синхронизации для Linux в виде appimage (самую свежую версию можно ). Решение на первый взгляд простого вопроса автоматизации процесса "запуск клиента – синхронизация – выключение клиента" привело к необходимости решения нескольких задач, связанных с особенностями работы клиента pCloud. Решение приводится применительно к графическому окружению xfce.

В конечном счёте решение по автоматизации автоматизация процесса вылилось в запуск двух или трёх заданий по расписанию (см. ).

Запуск клиента pCloud

Для запуска клиента используется простой скрипт, например pcloud1.sh

#!/bin/bash
/путь_до_файла/pcloud

А команда пользовательского задания представляет из себя

Export DISPLAY=:0 && /path/pcloud1.sh

Path – путь до скрипта pcloud1.sh

Первоначальное добавление в pcloud1.sh строки exit (завершение pcloud1.sh) не привело к желаемому результату. В диспетчере задач наблюдалось 2 процесса:

Pcloud1.sh
sh -c export DISPLAY=:0 && /path/pcloud1.sh

Чтобы pcloud1.sh "не висел" в менеджере задач был создан скрипт pcloud2.sh, запускаемые по расписанию через минуту после запуска pcloud1.sh Скрипт представляет из себя "просьбу" завершить все имеющиеся процессы с наименованием pcloud1.sh

#!/bin/bash
killall -s TERM pcloud1.sh
sleep 1 && exit

Остановка клиента pCloud

Данный скрипт, с точки зрения его создания, явился наиболее трудоёмким, что объясняется двумя причинами.

Вопрос 1. Работа клиента стала сопровождаться несколькими процессами. Например, при запуске клиента и следующим за ним автоматическим открытием всех окон в диспетчере задач можно увидеть 6 процессов pcloud:


После закрытия основного окна клиента и экземпляра менеджера файлов, отображающего содержимое облака pCloudDrive в диспетчере задач останется 5 процессов pcloud:


Так как терминальной команды для завершения работы клиента не существует, то можно применить решение по "мягкому" завершению процесса pcloud по его значению pid, то есть командой kill -15 pid_pcloud

Но если запросить pid процесса pcloud, то в результате будет получено либо 6 групп цифр, соответствующих pid процессам pcloud (пример: 16129 16103 16077 16048 16036 16032), либо 5 групп (пример: 29419 29398 29352 29324 29320). Данные значения pid будут каждый раз меняться.

Количество процессов (5 или 6) зависит от того, открыты ли у Вас все окна, открываемые автоматически при запуске клиента, либо эти окна закрыты и активен только значок состояния на подставке рабочего стола (системной панели, трее).

Возникает закономерный вопрос: а какой именно процесс необходимо выключать?

Вопрос 2. При запуске клиента pCloud автоматически открываются 2 окна, одно из которых является окном клиента, а второе экземпляром файлового менеджера, соответствующего открытому каталогу pCloudDrive, содержание которого составляет контент смонтированного в него пространства облака учётной записи pCloud, например:



Если после выключения клиента pCloud окно клиента (верхний рисунок) изчезнет, то второе окно так и останется открытым. Содержимое второго окна будет пустым, так как в процессе завершения работы клиента облако pCloud было размонтировано.

Вопрос: и как его автоматически закрыть?

Примечание. Вопрос о закрытии открытого окна приложения pCloud не ставится, так как в xfce значок на панели (системном лотке, трее) отображает только состояние "синхронизировано" или "синхронизируется". Сведения о количестве загружаемых или скачиваемых файлов, а также скорости процесса отображаются в нижней части открытого окна приложения pCloud.

Отвечать на поставленные вопросы будем последовательно.

Ответ 1. Экспериментально было установлено, что для выхода клиента pcloud необходимо выключать процесс pcloud с самым маленьким значением pid, что соответствует процессу pCloud Drive (см. диспетчер задач). Поэтому самой трудной задачей автоматизации будет являться выборка из полученных значений наименьшего pid, чтобы потом его назначить переменной.

Как оказалось, эту задачу можно решить, по крайней мере, четырьмя способами. Кроме того, "мягкое" выключение всех процессов pcloud можно осуществить командой killall c указанием имени процесса. Так как все решения, которых набирается 5, ведут к одному и тому же результату, то ниже следует их перечисление.

1 вариант: killall -s TERM pcloud

Здесь всё понятно. Выдаётся команда на завершение всех процессов pcloud.

Следующие три способа представляют из себя ряд последовательных операций. Сначала производится получение значений pid всех экземпляров pcloud и их запись в файл (например pcloud.txt). Содержание файла представляет из себя последовательность из 5-ти или 6-ти групп цифр (см. пояснение выше). Далее "вылавливается" последняя группа (5 цифр) из полученного ряда значений pid и присваивается переменной (например VAR). Заключительное действие является выполнением команды kill -15 $VAR, что равносильно выполнению kill -15 с указанием наименьшего значения pid из файла pcloud.txt

2, 3, 4 варианты:
pidof pcloud> ~/pcloud.txt
VAR=`cat ~/pcloud.txt | grep -o *$`
kill -15 $VAR

Pidof pcloud> ~/pcloud.txt
VAR=`cat ~/pcloud.txt | awk "{print $NF}"`
kill -15 $VAR

Pidof pcloud> ~/pcloud.txt
VAR=`cat ~/pcloud.txt | rev | cut -d" " -f 1 | rev
kill -15 $VAR

Варианты 1–4 были предложены пользователи форума Linuxmint.com.ru с никами slant (2), Chocobo (3 и 4), demonlibra (1). Пользуясь случаем, хотелось бы ещё раз выразить им свою благодарность.

5 вариант

При получении списка pid процессов pcloud командой pgrep результат в файле pcloud.txt будет представлен "в столбик", то есть каждое значение pid будет располагаться в новой строке в порядке их возрастания, например:

29320
29324
29352
29398
29419

Следующим шагом будет являться присвоение переменной значения самой первой строки файла pcloud.txt

Pgrep pcloud> ~/pcloud.txt
VAR=`sed -n "1p" ~/pcloud.txt`
kill -15 $VAR

Ответ 2. Несмотря на кажущуюся простоту команды закрытия активного окна Thunar командой thunar -q (получена после выполнения в терминале thunar --help), в рассматриваемом случае она не срабатывает.

После рассмотрения дерева процессов обнаружено, что в перечне активных процессов имеется Thunar --daemon:


Закрыть открытое клиентом pCloud окно Thunar можно тремя способами:

А) завершить все активные процессы Thunar killall -s TERM /usr/bin/Thunar ;

Б) получить pid процесса Thunar, записать его в переменную и завершить его командой kill -15 значение_переменной

OUTPUT="$(pidof /usr/bin/thunar)"
kill -15 ${OUTPUT}

В) получить pid процесса Thunar, записать его в файл, присвоить переменной значение, полученное из чтения файла и завершить его командой kill -15 значение_переменной

Pidof /usr/bin/Thunar> ~/thunar.txt
VAR2=`cat ~/thunar.txt`
kill -15 $VAR2

Все варианты равнозначны. Результатом их выполнения является завершение процессов thunar --daemon и Thunar (соответствует открытому окну с содержимым каталога pCloudDrive).

По вопросу "важности" процесса thunar --daemon на англоязычном форуме была найдена информация, что на функциональность Thunar и системы в целом это существенного влияния не оказывает. Единственный минус заключается в том, что без этого процесса подсоединённый съёмный носитель (например, флэшка) автоматически смонтирован будет только при открытом окне Thunar. Если никакого экземпляра Thunar не запущено, то съёмный носитель автоматически не монтируется. В этом случае придётся открыть Thunar и осуществить монтирование вручную, например:


В любом случае после очередного запуска системы thunar --daemon будет запущен автоматически


что определяется содержанием файла

/etc/xdg/xfce4/xfconf/xfce-perchannel-xml/xfce4-session.xml (см. --daemon)



Итого, скрипт завершения работы клиента pCloud (например pcloud3.sh) может быть следующего содержания (выбирается один вариант и один способ):

#!/bin/bash
вариант 1, 2, 3, 4, 5
sleep 5
способ а, б, с
sleep 5 && exit

Команда 5-секундной паузы slеep 5 была введена в целях тестирования скрипта для наблюдения за процессами. В рабочем скрипте её можно не использовать.

Пример пользовательского задания cron для ежедневной 40-минутной автоматической синхронизации с облаком pCloud с 21:40 до 22:20

40 21 * * * export DISPLAY=:0 && /home/user/Tools/scripts/pcloud1.sh
41 21 * * * /home/user/Tools/scripts/pcloud2.sh

Если ограничиться только скриптами запуска и выключения, то есть pcloud1.sh и pcloud3.sh, то скрипт pcloud3.sh должен выключать pcloud c процессом pid не наименьшим, а на единицу больше, то есть из полученного ряда значений, например,

28354 28355 28359 28371 28399 28426 28449 28684 ,

Должно быть выбрано второе (28355). Объясняется тем, то 28354 соответствует активному скрипту pcloud1.sh.

Соответственно, в этом случае для выключения процессов pcloud будет использоваться такой код:

Pgrep pcloud> ~/pcloud.txt
VAR=`sed -n "2p" ~/pcloud.txt`
kill -15 $VAR

Тогда пользовательское задание приобретает вид, например:

40 21 * * * export DISPLAY=:0 && /home/user/Tools/scripts/pcloud1.sh
20 22 * * * /home/user/Tools/scripts/pcloud3.sh

Скрипты запускаемых служб в Linux Ubuntu располагаются в /etc/init.d

Для того, чтобы скрипт запускался автоматически во время запуска системы, надо создать символическую ссылку на скрипт и разместить её в каталоге /etc/rc.d/rcN.d, где N уровень выполнения скрипта.

Уровень 0

остановка системы (halt) - работа системы должна быть прекращена.

Уровень 1

однопользовательский режим работы - консоль восстановления.

Уровень 2

многопользовательский режим - пользователи могут работать на разных терминалах.

Уровень 3

многопользовательский сетевой режим - осуществляется настройка сети и запускаются сетевые службы.

Уровень 4

практически не используется.

Уровень 5

запуск графической подсистемы X11 - вход в систему осуществляется уже в графическом режиме.

Уровень 6

Чаще всего во время загрузки системы используются уровни загрузки 3 или 5.

Имя ссылки в каталоге /etc/rc.d/rcN.d имеет особый смысл, например: если сыылки /etc/rc.d/rcN.d/@K99cpu_t и /etc/rc.d/rcN.d/@S00cpu_t указывают на один и тот же файл /etc/init.d/cpu_t, то скрипт @K99cpu_t будет выполнять в cpu_t блок кода, соответствующий останову системы, а скрипт @S00cpu_t будет выполнять в cpu_t блок кода, соответствующий старту системы, Две цифры в начале имени символической ссылки определяют порядок запуска скриптов в каталоге /etc/rc.d/rcN.d.

Cкрипт запуска должен иметь специальный формат, например такой:

#!/bin/sh # chkconfig: - 98 02 # description: Описание процесса # processname: Имя процесса # Source function library. if [ -f /etc/init.d/functions ] ; then . /etc/init.d/functions elif [ -f /etc/rc.d/init.d/functions ] ; then . /etc/rc.d/init.d/functions else exit 0 fi KIND="Имя_сервиса" start() { echo -n $"Starting $KIND services: " daemon /usr/local/sbin/исполняемый_файл echo } stop() { echo -n $"Shutting down $KIND services: " killproc исполняемый_файл echo } restart() { echo -n $"Restarting $KIND services: " killproc исполняемый_файл daemon /usr/local/sbin/исполняемый_файл echo } case "$1" in start) start ;; stop) stop ;; restart) restart ;; *) echo $"Usage: $0 {start|stop|restart}" exit 1 esac exit $?

Главное тут в следующем, во первых скрипт должен иметь как минимум 3 возможных ключа запуска, это: start, stop, restart, поскольку именно эти основные команды используются для запуска, останова и перезапуска. Плюс ко всему к этому в самом начале файла пишутся те самые заветные цифры отвечающие за последовательность запуска:

# chkconfig: - 98 02

Где 98 это номер в последовательности запуска, а 02 это номер последовательности останова.

То есть, проще говоря, этот скрипт запуститься 98мым в последовательности очередей, а будет остановлен 2рым.

Теперь практикум.

Итак для того чтоб добавить скрипт и добавить его в автозагрузку надо произвести следующую последовательность действий:

1. Создать исполняемый скрипт по шаблону приведёному выше, заменив исполняемый_файл именем файла который надо запустить.

2. Разместить исполняемый скрипт в /etc/rc.d/init

3. Выполнить команду chkconfig --add исполняемый_скрипт

4. Выполнить команду setup или servicevonf (в зависимости от того работаете вы в графическом режиме или консоли) и выбрать службу, которая будет носить имя исполняемый_скрипт.

Выполнение скрипта при включении/отключении сети

Есть директория /etc/network/ с поддиректориями if-down.d, if-pre-up.d, if-post-down.d, if-up.d. Если разместить скрипт в одной из этих поддиректорий, то он будет выполняться соответственно при выключении, перед включением, после выключения или при включении сети.

Другой способ - указать в файле /etc/network/interfaces одну из следующих директив: up, pre-up, post-up, down, pre-down, post-down. Например, строка

post-up /path/to/script.sh

после включения сети выполнит скрипт script.sh. Подробнее можно почитать в man interfaces.

В любом случае на скрипт должны быть установлены права, разрешающие выполнение, иначе он не сможет запуститься.

Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это - сценарии командной строки , написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например - zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие - умение работать в командной строке Linux.



Сценарии командной строки - это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии - это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.

Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:

Pwd ; whoami
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.

Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение - лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:

Getconf ARG_MAX
Командная строка - отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.

Как устроены bash-скрипты

Создайте пустой файл с использованием команды touch . В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash , поэтому первая строка файла будет такой:

#!/bin/bash
В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка - это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash , указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash .

Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:

#!/bin/bash # This is a comment pwd whoami
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.

Установка разрешений для файла сценария

Сохраните файл, дав ему имя myscript , и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой Permission denied .


Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями

Сделаем файл исполняемым:

Chmod +x ./myscript
Теперь попытаемся его выполнить:

./myscript
После настройки разрешений всё работает как надо.


Успешный запуск bash-скрипта

Вывод сообщений

Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo . Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:

#!/bin/bash # our comment is here echo "The current directory is:" pwd echo "The user logged in is:" whoami
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.


Вывод сообщений из скрипта

Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo . Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo , взгляните на этот материал.

Использование переменных

Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например - результаты работы команд для использования их другими командами.

Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.

Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:

  • Переменные среды
  • Пользовательские переменные

Переменные среды

Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:

#!/bin/bash # display user home echo "Home for the current user is: $HOME"
Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.


Использование переменной среды в сценарии

А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:

Echo "I have $1 in my pocket"
Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной $1 . Это не то, что нам нужно. Что делать?

В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:

Echo "I have \$1 in my pocket"
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.


Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара

Пользовательские переменные

В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.

Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
TNW-CUS-FMP - промо-код на 10% скидку на наши услуги, доступен для активации в течение 7 дней
#!/bin/bash # testing variables grade=5 person="Adam" echo "$person is a good boy, he is in grade $grade"
Вот что получится после запуска такого сценария.


Пользовательские переменные в сценарии

Подстановка команд

Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов - это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.

Сделать это можно двумя способами.

  • С помощью значка обратного апострофа «`»
  • С помощью конструкции $()
Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:

Mydir=`pwd`
При втором подходе то же самое записывают так:

Mydir=$(pwd)
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:

#!/bin/bash mydir=$(pwd) echo $mydir
В ходе его работы вывод команды pwd будет сохранён в переменной mydir , содержимое которой, с помощью команды echo , попадёт в консоль.


Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной

Математические операции

Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b)) :

#!/bin/bash var1=$((5 + 5)) echo $var1 var2=$(($var1 * 2)) echo $var2


Математические операции в сценарии

Управляющая конструкция if-then

В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае - другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then . В наиболее простом виде она выглядит так:

If команда then команды fi
А вот рабочий пример:

#!/bin/bash if pwd then echo "It works" fi
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».

Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd , и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.

#!/bin/bash user=likegeeks if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" fi
Вот что получается после запуска этого скрипта.


Поиск пользователя

Здесь мы воспользовались командой grep для поиска пользователя в файле /etc/passwd . Если команда grep вам незнакома, её описание можно найти .

В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.

Управляющая конструкция if-then-else

Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else . Вот как она устроена:

If команда then команды else команды fi
Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else . В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else .

Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" else echo "The user $user doesn’t exist" fi
Его исполнение пошло по ветке else .


Запуск скрипта с конструкцией if-then-else

Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие - ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:

If команда1 then команды elif команда2 then команды fi
Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then , иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" elif ls /home then echo "The user doesn’t exist but anyway there is a directory under /home" fi
В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd , если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.

Сравнение чисел

В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2 Возвращает истинное значение, если n1 равно n2 .
n1 -ge n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше или равно n2 .
n1 -gt n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше n2 .
n1 -le n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше или равно n2 .
n1 -lt n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше n2 .
n1 -ne n2 Возвращает истинное значение, если n1 не равно n2 .

В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.

#!/bin/bash val1=6 if [ $val1 -gt 5 ] then echo "The test value $val1 is greater than 5" else echo "The test value $val1 is not greater than 5" fi
Вот что выведет эта команда.


Сравнение чисел в скриптах

Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.

Сравнение строк

В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2 Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
s tr1 != str2 Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 < str2 Возвращает истину, если str1 меньше, чем str2 .
str1 > str2 Возвращает истину, если str1 больше, чем str2 .
-n str1 Возвращает истину, если длина str1 больше нуля.
-z str1 Возвращает истину, если длина str1 равна нулю.

Вот пример сравнения строк в сценарии:

#!/bin/bash user ="likegeeks" if [$user = $USER] then echo "The user $user is the current logged in user" fi
В результате выполнения скрипта получим следующее.


Сравнение строк в скриптах

Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и «<» необходимо экранировать с помощью обратной косой черты, иначе скрипт будет работать неправильно, хотя сообщений об ошибках и не появится. Скрипт интерпретирует знак «>» как команду перенаправления вывода.

Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \>
Вот результаты работы скрипта.


Сравнение строк, выведенное предупреждение

Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:

./myscript: line 5: [: too many arguments
Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2 в двойные кавычки:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \> "$val2" ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Теперь всё работает как надо.


Сравнение строк

Ещё одна особенность операторов «>» и «<» заключается в том, как они работают с символами в верхнем и нижнем регистрах. Для того, чтобы понять эту особенность, подготовим текстовый файл с таким содержимым:

Likegeeks likegeeks
Сохраним его, дав имя myfile , после чего выполним в терминале такую команду:

Sort myfile
Она отсортирует строки из файла так:

Likegeeks Likegeeks
Команда sort , по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:

#!/bin/bash val1=Likegeeks val2=likegeeks if [ $val1 \> $val2 ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Если его запустить, окажется, что всё наоборот - строчная буква теперь больше прописной.


Команда sort и сравнение строк в файле сценария

В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.

Команда sort , в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.

Проверки файлов

Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d file Проверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e file Проверяет, существует ли файл.
-f file Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file П роверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x file Проверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2 Проверяет, новее ли file1 , чем file2 .
file1 -ot file2 Проверяет, старше ли file1 , чем file2 .
-O file Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G file Проверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.

Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.

Опробуем одну из команд на практике:

#!/bin/bash mydir=/home/likegeeks if [ -d $mydir ] then echo "The $mydir directory exists" cd $ mydir ls else echo "The $mydir directory does not exist" fi
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.


Вывод содержимого директории

Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.

Итоги

Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас - вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.